25 лет ТФОМС Томской области
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) на территории Томской области, как и вся система страховой медицины в России, формировалось в очень непростое для здравоохранения время. Создание системы ОМС происходило в условиях масштабного реформирования и совпало с периодом социально-экономического кризиса. В условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы ОМС стала эффективным политическим и экономическим решением. И вот результат - система ОМС, организованная практически с нуля, успешно функционирует уже 25 лет, обеспечивая гарантию бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным лицам.
Несмотря на столь длинную историю развития, система ОМС и сегодня продолжает находится в процессе совершенствования - происходит формирование современных механизмов оплаты медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение новых информационных технологий.
Обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) на территории Томской области, как и вся система страховой медицины в России, формировалось в очень непростое для здравоохранения время. Создание системы ОМС происходило в условиях масштабного реформирования и совпало с периодом социально-экономического кризиса. В условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы ОМС стала эффективным политическим и экономическим решением. И вот результат - система ОМС, организованная практически с нуля, успешно функционирует уже 25 лет, обеспечивая гарантию бесплатного оказания медицинской помощи застрахованным лицам.
Несмотря на столь длинную историю развития, система ОМС и сегодня продолжает находится в процессе совершенствования - происходит формирование современных механизмов оплаты медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, внедрение новых информационных технологий.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области (далее – Фонд ОМС) был создан постановлением Главы Администрации Томской области от 03.06.1993 №182. В настоящее время Фонд ОМС действует на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 04.04.2011 №90а.
К началу 1994 года в систему ОМС Томской области были включены 36 муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждений. В это же время к работе в системе ОМС приступили 8 страховых медицинских организаций. В полном объеме ОМС на территории Томской области начало действовать 1 июля 1994 года. В 1995 году Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 03.02.1995 №28 были утверждены Правила обязательного медицинского страхования населения Томской области.
В конце 90-х годов страна переживала финансово-экономический кризис и сбором страховых взносов на ОМС в регионе в те годы занимался территориальный Фонд ОМС, и это был реальный и стабильный источник доходов, благодаря которому врачи и медицинский персонал области в срок и гарантированно получали заработную плату.
В 2000 году впервые бюджет Фонда ОМС был утвержден в виде Закона Томской области в размере 356 млн. рублей. На сегодняшний день расходы бюджета Фонда ОМС составляют уже более 16 млрд. руб. или треть от расходов бюджета Томской области.В 2002 году начата работа по созданию и ведению базы застрахованных по ОМС лиц в электронном виде. С тех пор за почти 16 лет обработано уже более 7 млн. сведений о застрахованных лицах. Информационная система ведения реестров оказанной медицинской помощи Фонда ОМС сегодня позволяет проводить не только количественный, но и качественный анализ оказанной медицинской помощи: электронные архивы хранят более 1,6 млн. записей о случаях стационарного лечения и более 102 млн. записей о получении медицинской помощи в амбулаторных условиях.
В 2005-2007 годах формировались схемы взаимодействия с территориальными органами: Пенсионного фонда РФ - в целях привлечения в систему ОМС на территории Томской области средств на дополнительную оплату оказания амбулаторной медицинской помощи неработающим пенсионерам, Фонда социального страхования РФ - для организации поступления дополнительных средств на финансирование первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам.
В 2005-2007 годах формировались схемы взаимодействия с территориальными органами: Пенсионного фонда РФ - в целях привлечения в систему ОМС на территории Томской области средств на дополнительную оплату оказания амбулаторной медицинской помощи неработающим пенсионерам, Фонда социального страхования РФ - для организации поступления дополнительных средств на финансирование первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам.
В 2006 году Томская область одна из первых субъектов перешла на одноканальное финансирование, на которое были переведены все медицинские организации за исключением ведомственных. Одновременно была начата работа по совершенствованию сложившейся системы оплаты медицинской помощи. В Томской области модернизация системы оплаты включала перевод лечебно-профилактических учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь и имеющих прикрепленное население, на финансирование на основе подушевых нормативов с фондодержанием. Опыт региона в этом направлении стал предметом изучения на Всероссийской конференции «О реализации Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которая состоялась 28-30 сентября 2011 года в г. Томске. В конференции приняли участие представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), руководители территориальных фондов ОМС из 52 регионов. По результатам этого мероприятия ФФОМС было принято решение организовать в Томской области дискуссионную площадку по обсуждению механизма одноканального финансирования здравоохранения с целью дальнейшего его внедрения на всей территории РФ.
С принятием в ноябре 2010 года нового закона «Об обязательном медицинском страховании» стал возможен переход к совершенно новым принципам работы системы ОМС. В соответствии с новым законом центральным элементом системы ОМС стал человек, именно его выбором стала определяться конкурентная среда на рынке медицинских услуг. Законом был предусмотрен выбор пациентом страховой медицинской организации, отменены конкурсы по отбору СМО работодателем и государственной структурой. Созданы условия для выбора пациентом медицинской организации и врача.
Важнейшим нововведением в системе ОМС стало внедрение с 1 мая 2011 г. полиса ОМС единого образца. Создание единой базы данных застрахованных лиц в виде центрального и региональных сегментов, позволило исключить дублирование страхования.
В 2013 году начался новый этап совершенствования способов оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп (КСГ), позволяющий оплачивать работу медицинских организаций соразмерно вкладу в оказание медицинской помощи населению области. Основная цель перехода на оплату медицинской помощи по КСГ – внедрение единой тарифной политики и снижение неэффективных расходов медицинских организаций.
В 2012 году директор Территориального фонда ОМС Томской области В.Г. Козлов был включен в Совет директоров ФФОМС и назначен Представителем ФФОМС в Сибирском федеральном округе. За период с 2012 по 2017 год прошло 19 совещаний Совета директоров СФО на разных территориях (Чита, Новосибирск, Новокузнецк, Улан-Удэ, Кемерово, Кызыл, Томск). Проведение совещаний способствовало прежде всего обмену опытом, выработке согласованных организационных подходов к улучшению функционирования системы ОМС, повышению качества медицинской помощи.
За последние годы Фонд ОМС принимает участие в реализации федеральных проектов, таких как приоритетный национальный проект «Здоровье» и региональная «Программа модернизации здравоохранения Томской области на 2011-2012 годы». Так, в 2006-2012 годах в рамках реализации национального проекта «Здоровье» за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) обеспечивались бесперебойные денежные выплаты участковым врачам, педиатрам, участковым врачам-терапевтам, осуществлялось проведение диспансеризации работающих граждан и детей-сирот. За 6 лет реализации национального проекта Фонд ОМС направил в медицинские учреждения около 300 млн. руб. за проведенную дополнительную диспансеризацию работающих граждан и детей-сирот, а также 1,1 млрд. руб. на выплаты участковым врачам.
С мая 2017 года Фонд ОМС принимает участие в реализации федерального проекта «Бережливая поликлиника». Это совместный проект Министерства здравоохранения РФ, ФФОМС и государственной корпорации «Росатом», направленный на улучшение условий оказания медицинской помощи в поликлиниках, сокращение временных затрат на посещение врачебных кабинетов и повышение доступности медицинской помощи.
Сегодня Фонд ОМС - это серьезный финансовый институт, который в целом осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций, рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС, а также соблюдением прав застрахованных граждан.
За прошедшие 25 лет существенно изменилась система здравоохранения, а также подходы к её финансированию. Сегодня перед системой ОМС стоят новые задачи. Но все они подчинены одной и самой главной цели - обеспечение пациентов качественной и доступной медицинской помощью.
Руководство Фондом ОМС осуществляется правлением Фонда ОМС и исполнительной дирекцией.
Первым исполнительным директором Фонда ОМС с 15 мая 1993 года до 04 июня 1999 года был Деев Александр Николаевич, кандидат медицинских наук.
В период с 04 июня 1999 года по 28 февраля 2003 года Фонд ОМС возглавлял Яловега Евгений Михайлович
с 19 мая 2003 года по 04 мая 2009 года - Копасов Евгений Анатольевич
с 21 июля 2009 года по 30 июня 2017 года - Козлов Виктор Георгиевич
C 22 февраля 2018 года директором Фонда ОМС назначен Рудко Алексей Анатольевич, кандидат медицинских наук
Первым исполнительным директором Фонда ОМС с 15 мая 1993 года до 04 июня 1999 года был Деев Александр Николаевич, кандидат медицинских наук.
В период с 04 июня 1999 года по 28 февраля 2003 года Фонд ОМС возглавлял Яловега Евгений Михайлович
с 19 мая 2003 года по 04 мая 2009 года - Копасов Евгений Анатольевич
с 21 июля 2009 года по 30 июня 2017 года - Козлов Виктор Георгиевич
C 22 февраля 2018 года директором Фонда ОМС назначен Рудко Алексей Анатольевич, кандидат медицинских наук