Ф.Тарасенко, профессор ТГУ: "Считаю долгом попытаться внести свой вклад в осознание причин, хода и возможных последствий монетизации" (10.02.2005)
Ф.Тарасенко, профессор ТГУ: "Считаю долгом попытаться внести свой вклад в осознание причин, хода и возможных последствий монетизации"
Смелости придает мне многолетнее изучение и преподавание системного анализа, обобщающего опыт успешного решения любых проблем реальной жизни. Не как хотелось бы, а "как всегда" получается только потому, что не выполнены или неправильно выполнены какие-то
необходимые шаги в процессе решения проблемы. Попробую обсудить это применительно к проблеме модернизации льгот. Как и любое социальное событие, и эта реформа многосторонняя, по-разному видится (и оценивается) с разных позиций, неодинаково затрагивает
интересы различных слоев общества. Задачей реформаторов является провести преобразования так, чтобы добиться желаемой цели, но при этом "никому не стало бы хуже" (в системном анализе такое решение проблемы называется улучшающим вмешательством).
Монетизация льгот является не просто целесообразным, но необходимым шагом в построении демократической рыночной экономики. Ее правильное осуществление должно улучшить положение тех, кто пользовался льготами. Это утверждение подкрепляется и экономической
теорией, и практическими примерами из реальной жизни.
- Почему же реформа натолкнулась на такое социальное сопротивление? Что можно сделать для ее успешного осуществления? Настал черед обсуждения плохих новостей. Первая: государство не в состоянии в полной мере дотировать все объявленные льготы. Это было и
раньше: некоторые льготы были провозглашены, но не оплачивались и, следовательно, не предоставлялись; некоторые льготы оплачивались лишь частично (пример - детские пособия). Особенно наглядна ситуация со льготами на пользование общественным транспортом:
пользование этой льготой невозможно ограничить, а дотации не покрывали расходов. В итоге общественный транспорт стал убыточным и начал хиреть. Ограниченная монетизация и вызвала общественное возмущение. Скорее всего, властям придется вернуть транспортную
льготу пенсионерам, инвалидам, военнослужащим, студентам. И все же придется признать, что осуществить монетизацию всех льгот не удастся: необходимые для этого средства превышают возможности бюджета. Причиной этого положения является бездумное популистское
поведение законодателей. Существовало провозглашение законов, не обеспеченных средствами их реализации. Исправлять положение придется отменой ряда льгот, как ни болезненно это будет восприниматься.
- Кардинальным выходом было бы очевидное, но невероятное повышение пенсий и зарплат: это будет делаться, но, увы, далеко не так быстро, как хотелось бы, а лишь в пределах экономических возможностей. Для преодоления и предотвращения подобных кризисов
представляется необходимым исключить принятие решений, не обеспеченных средствами их исполнения. Обращаюсь с предложением к законодателям всех уровней государственного и муниципального управления: принять юридические документы, запрещающие введение в
действие законных и подзаконных актов без указания источников средств для их осуществления. Это могут быть резервные средства либо перераспределяемые. Не должно быть необеспеченных проектов! Нужны антипопулистские ограничения в законодательской
деятельности. Вторая плохая новость: денежная компенсация льгот проявляет свои преимущества только в конкурентной среде. При монетизации льготы пользователь выигрывает прежде всего за счет того, что он получит возможность выбирать между производителями
нужного ему блага. Производители будут бороться за покупателей, повышая уровень их удовлетворенности. При отсутствии конкуренции монетизация льготы менее эффективна, хотя и вводятся антимонопольные законы и законы о защите прав потребителей. Некоторый
выбор остается у потребителя: какую часть компенсации тратить, и тратить ли вообще. Так что и при монопольном производстве блага есть некоторый смысл в монетизации.
- Третья трудность денежной компенсации льгот состоит в том, что потребности в дотируемых благах очень сильно различаются у разных людей. Компенсировать нужно объем блага, жизненно необходимый человеку, недоступный ему по бедности. А как обеспечить это
при очень разных потребностях и при многомиллионных массах нуждающихся в поддержке? Эта проблема относится ко всем льготам, но особенно остра она в дотировании покупки лекарств: стоимость различных лекарств отличается в сотни раз! Выход состоит в
огрубленном описании разнообразия - перейти от индивидуального к групповому учету различий, соответственно предоставляя разные дотации разным группам потребителей. Как правильно провести группировки - особый и не простой вопрос, требующий привлечения
методов статистики и многокритериальной оптимизации. Не стоит исключать и индивидуального подхода в особых случаях.
"Вечерний Томск", 10.02.2005