Парламентская газета: "Очередной" период реформ (18.02.2005)
Парламентская газета: "Очередной" период реформ
Начало этого года ознаменовалось митингами на дорогах и очередями в аптеках монетизированных" льготников. Социальная реформа по замене льгот денежными компенсациями у большинства из них поубавила немало нервных клеток.
Ещё в прошлом году слово "очередь" первым делом вызывало смутные воспоминания о периоде тотального дефицита времён перестройки. Километровые очереди за сахаром, алкоголем, колбасой. Трёхзначные порядковые номера, записанные на ладони шариковыми ручками.
Этот январь наверняка запомнится многим льготникам новым этапом "очередного" кризиса.
В поликлинике - столпотворение. Всем пациентам мест на диванчиках не хватает, а потому они устраиваются на подоконниках, подпирают спинами стены или при отсутствии опоры просто переминаются с ноги на ногу посреди коридора. А в это время в кабинетах врачи
и медсестры корпят над заполнением новых рецептурных бланков на нескольких листах. Вид этого документа Министерство здравоохранения и социального развития "оцифровало" в самом несовременном смысле этого слова. Каждому льготнику присвоили персональный
номер. У врачей и поликлиник тоже появились свои цифровые коды. Зашифровали названия болезней и лекарств. В рецепт также необходимо занести данные социальной карты больного. На то, чтобы разобраться с этой "цифирной грамотой" да вписать ее в нужные
строчки, тратится порой до получаса. Между тем по нормативам Минздравсоцразвития врач должен уделить лишь 12 минут каждому пациенту. А тут доктору приходится не больного обследовать, а в бумажках разбираться. На недавнем расширенном заседании Комитета
Госдумы по охране здоровья заместитель председателя этого комитета Николай Герасименко заявил, что из-за заполнения новых рецептурных форм нагрузка на врачей резко возросла. "А зарплату им не добавили. В результате уже начались увольнения", - возмутился
депутат. Перестроечная очередь за колбасой выглядела куда оптимистичнее очереди в аптеку. Стоящие друг за другом старики и старушки, желающие получить обещанные государством лекарства, - зрелище грустное, до слез. В небольшое помещение муниципальной
аптеки возле моего дома запускали по пять человек. Остальные ждали на морозе, периодически смахивая с воротников и шапок падающие снежинки. Временами кто-то отходил погреться в соседний универмаг. Очередь двигалась крайне медленно, а потому недовольные
старики ругали то нерасторопных сотрудниц в аптеке, то власть имущих.
Едва только начались протесты лишенных бесплатного проезда льготников, как в средствах массовой информации сразу появились прогнозы, что новые этапы протестного движения будут вызваны проблемами оплаты услуг жилищно-коммунальных хозяйств и получения
лекарств. С транспортным кризисом худо-бедно, но справились. Очередь льготников за бесплатными проездными билетами в наш отдел социального обеспечения напоминала скорбную процессию. Впрочем, дней через пять все были уже обеспечены проездными. Теперь
настала пора занимать очередь у кабинетов врачей, в регистратурах, в аптеках. Предсказатели не ошиблись.
Хотя тут и не надо быть ясновидящим. В спешке приняв "монетизирующий" закон, чиновники со спокойной душой отправились на новогодние каникулы, очевидно, полагая, что с 1 по 11 января бывшим льготникам не захочется никуда ехать и уж тем более лечиться. Ан
не тут-то было. Но ведь, чтобы избежать нынешнего кризиса, требовалось самое главное - подготовить реализацию закона на местах. Например, выдать компенсации за проезд не после январских каникул, а принести на дом вместе с пенсией уже в декабре.
Да и очередей в аптеки можно было избежать, если бы вовремя завезли лекарства. Сейчас министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов вину за очереди возлагает на льготников: дескать, сами же создают ажиотаж. А все от недоверия к власти,
сетует глава Минздравсоцразвития. Действительно, наш народ относится к власти настороженно и ничего хорошего от нее не ждет. Да ведь и основания для этого есть. В аптеках вдруг не оказалось для льготников даже аспирина.
Впрочем, и Михаил Зурабов в очередной раз слукавил, заявив, что перебоев с поставками в аптеки нет. По данным мониторинга, проведенным Комитетом Госдумы по охране здоровья, в большинство субъектов Федерации фармакологические организации, определенные
ведомством Михаила Зурабова без всякого конкурса, просто не завезли препараты. Например, в аптеках Кировской области только 15-20 процентов составляет обеспеченность лекарствами от заявленного ассортимента, в Камчатской области - 36,2 процента от
потребности, в Республике Хакасия - 37,6 процента. Более того, до сих пор не решен вопрос обеспечения лекарствами онкобольных и больных, страдающих психическими заболеваниями. Жизненно важные для них препараты просто не попали в перечень
Минздравсоцразвития. Также в этот список "забыли внести" все изделия медицинского назначения, оставив больных без одноразовых инсулиновых шприцов, без тест-полосок для определения содержания сахара в крови и даже без бинтов и ваты.
"Похоже, что перечень льготных лекарств составляли не столько медики, сколько поставщики", - так объяснил отсутствие необходимых медикаментов Николай Герасименко. С коллегой по думскому комитету согласился Сергей Афендулов. Он также выдвинул свою версию
отсутствия в аптеках лекарств: "Фармацевтические компании пролоббировали составление огромного перечня льготных лекарств, но обеспечить их поставки не в состоянии. Все проблемы новой системы сброшены на врачей, а непонятно зачем встроенные в нее страховые
компании просто зарабатывают на бюджетных деньгах".
В необходимости участия страховых компаний в схеме доставки препаратов в аптеки усомнилась и глава Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. Депутат также заметила, что страховые компании явно не справляются со своими обязанностями. "На них
возложено обеспечение поликлиник оргтехникой, компьютерами и программным обеспечением, чтобы заполнение документации шло быстрее. Однако этого до сих пор не произошло. По-прежнему вся тяжесть бумажной работы ложится на плечи врачей", - констатировала
Татьяна Яковлева.
А вот Министерство здравоохранения и социального развития решило крайне своеобразно "помочь" докторам. В своих рекомендациях это ведомство написало, что следует "увеличить норматив времени на прием одного больного до 20 минут", при этом по разным тарифам
оплачивать врачу визит льготника и обычного пациента. Если следовать этой рекомендации, то и очереди у врачебных кабинетов увеличатся, да еще к тому же заболевших льготников станет лечить выгоднее. Против такой дискриминации резко возражают все члены
Комитета по охране здоровья. Кстати, еще одну нежизнеспособную схему по ликвидации очередей в поликлиниках предложило то же неутомимое министерство: врач заполняет лишь часть рецепта, остальное дописывают в регистратуре. На практике вышло, что, отстояв
очередь во врачебный кабинет, пациенты вынуждены пристроиться в конец "хвоста" возле регистратуры. А ведь сюда с мечтою получить наконец-то заветный рецепт стекаются пациенты со всей поликлиники. Так что впереди у больных еще пара часов ожидания. В общем,
как ни крути, а помочь ситуации способны только оргтехника и создание единой базы данных. Но и об этом надо было заботиться загодя - не в феврале, а в декабре.
Вообще, закон о замене льгот денежными компенсациями выявил много просчетов чиновников. Так, опытным путем выяснилось, что льготников в стране не 12,5 миллиона, а почти 14. Соответственно расходы из бюджета на монетизацию их льгот пришлось увеличить. Еще
одной разорительной неожиданностью для госказны стали завышенные цены на лекарства для льготников. Например, в рознице кавинтон (препарат для гипертоников) стоит 155 рублей, а его "льготная" цена составляет 203 рубля 78 копеек. "А ведь Зурабов обещал нам,
что цены на лекарства для льготников не просто не превысят рыночные, а будут на 30-40 процентов ниже их", - возмутился член Комитета по охране здоровья Борис Кибирев.
И опять этому недоразумению глава Министерства здравоохранения и социального развития нашел объяснение: просто сравниваемые препараты либо изготовлены из сырья разных производителей (так, лекарство из Германии будет дороже аналогичного препарата из
Индии), либо расфасованы в разные упаковки - большим и меньшим весом. Также цена зависит от сроков и условий хранения препарата. По словам Михаила Зурабова, для "льготного перечня" были отобраны только самые лучшие, а потому и самые дорогие медикаменты.
Но Татьяна Яковлева заявила, что ее комитет своими силами провел мониторинг. Результаты опровергают слова министра: сравнивались абсолютно одинаковые препараты, но при этом стоимость поставляемых для льготников лекарств превышает розничную цену на 10-60
процентов!
Однако руководитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков на заседании Комитета по охране здоровья заявил, что предсказание главы Минздравсоцразвития непременно сбудется, но только по итогам года и по всему "массиву препаратов". Каким образом
это произойдет, чиновник не пояснил. Впрочем, он заметил, что по результатам первого квартала некоторые установленные ведомством Зурабова и согласованные с ФСТ цены на препараты из списка все же могут быть скорректированы. Зато попытку депутатов вмешаться
в ситуацию глава надзирающего за тарифами органа обозвал популизмом. Странно, что только это увидел чиновник в желании народных избранников разобраться.
А пока Вопросы лекарственного обеспечения льготников регулярно обсуждают члены кабинета министров, губернаторы, парламентарии. Думский Комитет по охране здоровья продолжает проводить свои мониторинги в субъектах Федерации. Министр здравоохранения и
социального развития просит всех "потерпеть месяц-другой", а потом ситуация наладится. Счетная палата готовит к концу марта отчет о результатах проверки исполнения закона о замене льгот денежными компенсациями. Федеральная служба по тарифам разбирается с
ценами на медикаменты. Ну а "осчастливленные" социальной реформой льготники продолжают давиться в очередях у аптек.
См. также |
ДЛО и страхование лек. обеспечения |