Письмо ФФОМС №1089/50-2/и от 15.03.2005 "О резолюции Всероссийского совещания исполнительных директоров, главных бухгалтеров и руководителей контрольно-ревизионных служб территориальных фондов обязательного медицинского страхования"
№1089/50-2/и от 15.03.2005
Исполнительным
директорам
территориальных фондов
обязательного медицинского
страхования
О резолюции Всероссийского совещания
исполнительных
директоров, главных бухгалтеров
и руководителей контрольно-ревизионных служб
территориальных фондов обязательного
медицинского
страхования
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в период 14-15 декабря 2004 года проведено Всероссийское совещание исполнительных директоров, главных бухгалтеров и руководителей контрольно-ревизионных служб территориальных фондов обязательного медицинского страхования на тему: «Актуальные вопросы деятельности бухгалтерских и контрольно-ревизионных служб фондов ОМС, итоги их работы за 9 месяцев 2004 года. Роль бухгалтерских и контрольно-ревизионных служб фондов ОМС в реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в обеспечении учета и контроля средств, поступающих в фонды ОМС».
В работе совещания приняли участие работники Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, представители Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации.
На совещании были обсуждены актуальные вопросы деятельности бухгалтерских и контрольно-ревизионных служб, итоги их работы за 9 месяцев 2004 года, поставлены задачи в обеспечении реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В ходе работы Всероссийского совещания между участниками состоялся обмен мнениями по обсуждаемым вопросам. По итогам Всероссийского совещания в целях дальнейшего совершенствования ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, осуществления контроля за эффективным и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования, а также средств федерального бюджета на обеспечении реализацию мер социальной поддержки отдельных категории граждан, его участниками принята Резолюция, в которой намечены основные направления деятельности Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Прошу принять меры по ее исполнению в части вопросов, касающихся территориальных фондов ОМС.
О мероприятиях по реализации данных рекомендаций прошу проинформировать ФОМС до 1 мая 2005 года.
Приложение: упомянутое по тексту на 7 л. в 1 экз.
Директор
A.M. Таранов
Исп Лохмалович В В. Тел 973-13-03
Резолюция
Всероссийского совещания главных бухгалтеров и руководителей контрольно-ревизионных служб территориальных фондов обязательного медицинского страхования на тему: «Актуальные вопросы деятельности бухгалтерских и контрольно-ревизионных служб фондов ОМС, итоги их работы за 9 месяцев 2004 года. Роль бухгалтерских и контрольно-ревизионных служб фондов ОМС в реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в обеспечении учета и контроля средств, поступающих в фонды ОМС»
г. Москва
14-15
декабря 2004 года
Участники Всероссийского совещания, обсудив вопросы реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2004 году и роли бухгалтерских и контрольно-ревизионных служб фондов ОМС в обеспечении учета и контроля средств, поступающих в фонды ОМС, отмечают следующее.
В течение 2004 года специалисты Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в первую очередь принимали участие в решении задач, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», обеспечением достоверности учета и эффективного контроля средств ОМС.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» перед системой обязательного медицинского страхования были поставлены новые задачи по предоставлению льготной категорией населения дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера).
Проектом бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год предусмотрено 50,7 млрд. рублей из средств федерального бюджета, которые будут направлены в территориальные фонды ОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих право на льготы по лекарственному обеспечению. Кроме того, проектом бюджета ФОМС, предусмотрены 3,0 млрд. рублей из средств федеральною бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).
С целью указанного реализации Федерального закона (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22!08.2004 №122-ФЗ) Федеральным фондом ОМС совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработаны проекты нормативных правовых документов, регламентирующие организацию лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан: проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», проекты форм бухгалтерской и статистической отчетности об использовании ТФОМС средств федерального бюджета.
В 2004 году в Российской Федерации начался процесс реформирования бюджетной системы. В концепции реформирования бюджетного процесса на 2004-2006 годы предусмотрено обеспечение и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, устойчивости денежной единицы, эффективное и экономное использование государственных финансовых ресурсов.
Данная концепция разработана во исполнение послания Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации и направлена на повышение результативности бюджетных расходов, оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Суть реформирования бюджетного процесса состоит в смещении акцентов от «Управления бюджетными ресурсами» на «Управление результатами».
Приказом Минфина России от 26.08.2004 №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» утверждена Инструкция, устанавливающая единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, переход к применению которой необходимо осуществить до 1 октября 2005 года.
Анализ бухгалтерской отчетности ТФОМС за 9 месяцев 2004 года показал, что общий объем доходов составил 143323,7 млн. рублей (в т.ч. остаток денежных средств на начало года - 4290,6 млн. рублей), или 77,2% от утвержденной суммы доходов на год, за аналогичный период 2003 года - 71,8 процента.
За 9 месяцев 2004 года в ряде территориальных фондов ОМС бюджет по доходам исполнен: республик: Марий Эл - на 100,4%, Карачаево-Черкесской - на 98,2%, Адыгеи - на 86,2%; областей: Псковской - на -91,1%, Курганской - на 86,4%, Свердловской - на 86,2 процента.
Средства, полученные территориальными фондами ОМС, направлялись на выполнение территориальной программы ОМС.
Объем расходов за 9 месяцев текущего года составил 136315,7 млн. рублей, или 73,1% от суммы расходов, утвержденных законами о бюджетах территориальных фондов на текущий год.
Расходы ТФОМС на осуществление управленческих функций составили 2585,1 млн. рублей, или 1,8% от доходов, при этом необходимо осуществлять работу по их оптимизации.
Несмотря на рекомендации ФОМС о проведении работы по полному погашению ссуд, выданных сотрудникам ТФОМС, по состоянию на 1 октября 2004 года общая сумма непогашенных ссуд составила 7,1 млн. рублей. Данные средства находятся в пользовании 72 сотрудников ТФОМС Ханты-Мансийского и Эвенкийского автономных округов, Воронежской, Тюменской, Кемеровской областей, Республики Саха (Якутия). При этом сумма долга за уволенными сотрудниками фондов составляет - 781,3 тыс. рублей.
ТФОМС уделяется недостаточно внимания межтерриториальным расчетам. За 9 месяцев текущего года сумма дебиторской задолженности по межтерриториальным расчетам увеличилась на 464,0 млн. рублей и составила на 1 октября 2004 года - 1177,7 млн. рублей, из них в территориальных фондах ОМС: г. Москвы - 700,4 млн. руб., Московской области - 242,2 млн. руб., Республики Ингушетия - 27,7 млн. руб., г. Санкт-Петербурга - 20,5 млн. рублей, Калужской области - 11,5 млн. рублей, Свердловской области - 9,6 млн. рублей.
ТФОМС не в полной мере проводятся мероприятия по погашению имеющейся недостачи материальных ценностей, общая сумма которой на 1 октября 2004 г. составила 2,6 млн. рублей.
Наибольшие суммы недостач имеется в территориальных фондах ОМС: областей: Ивановской - 877,2 тыс. рублей, Ростовской - 335,7 тыс. рублей, Калужской - 111,9 тыс. рублей; г. Москвы - 220,3 тыс. рублей, Республики Татарстан - 101,3 тыс. рублей, Приморского края - 150,0 тыс. рублей.
В соответствии с Комплексным планом проверок учреждений и организаций, использующих средства обязательного медицинского страхования, на 2004 год, утвержденным директором Федерального фонда ОМС 22.11.2003, КРУ ФОМС проведены плановые проверки деятельности территориальных фондов ОМС: республик Адыгея и Хакасия, Краснодарского края, Астраханской, Ивановской, Мурманской, Орловской и Ростовской областей, Эвенкийского автономного округа за 2003 год и текущий отчетный период 2004 года. Проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Республиканского фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий-Эл.
Результаты проверок деятельности территориальных фондов ОМС показывают, что система обязательного медицинского страхования в проверенных субъектах Российской Федерации функционирует в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании фаждан Российской Федерации». Нормативная и правовая база обязательного медицинского страхования в целом соответствует федеральному законодательству.
Вместе с тем в деятельности территориальных фондов ОМС выявлены отдельные нарушения и недостатки:
- отсутствует нормированный страховой запас в бюджетах территориальных фондов ОМС Республики Хакасия, Мурманской, Астраханской и Ивановской областей;
- неполный охват обязательным медицинским страхованием граждан субъектов Российской Федерации, факты двойного страхования, некорректное ведение регистра застрахованных или его отсутствие;
- открытие счетов в коммерческих банках;
- превышение полномочий, определенных Положением о ТФОМС, правлениями территориальных фондов ОМС, включение в систему ОМС медицинских учреждений, не имеющих лицензий на осуществление медицинской деятельности и др.
Особую озабоченность вызывает ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательств по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения (исполнение бюджетов территориальных фондов в 2003 году по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения в Астраханской области - 71,3%, Республики Марий Эл - 73,1%, Мурманской области - 88,1 процент).
Непогашение задолженности плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения на 01.01.04 составляет: Астраханской области - 232870,9 тыс. руб., (в том числе пени - 152097,1 тыс. руб.); Ивановской области - 716774,9 тыс. руб. (в том числе пени - 373245,2 тыс. руб.); Мурманской области - 1182504,6 тыс. руб. (в том числе пени, штрафы 706717,8 тыс. руб.); Республика Адыгея - 129357,4 тыс. руб. (в том числе пени - 88784,0 тыс. руб.); Республики Хакасия - 493393,9 тыс. руб. (в том числе пени, штрафы - 182667,1 тыс. руб.); Эвенкийского автономного округа 28853,0 тыс. руб. (в том числе пени - 16207,1 тыс. руб.); Республики Марий Эл - 86307,5 тыс. рублей (в том числе пени, штрафы - 61102,1 тыс. руб.).
Имели место нарушения, связанные с формированием и принятием территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В территориальную программу ОМС дополнительно, сверх базовой программы ОМС, включаются дорогостоящие и социально значимые виды медицинской помощи, подлежащие финансированию за счет средств соответствующего бюджета, расходы на приобретение вычислительной техники для медицинских учреждений, на подготовку специалистов медицинских учреждений для работы системы ОМС и изготовление типографских бланков медицинской документации.
Во всех проверенных субъектах Российской Федерации территориальные программы ОМС приняты с дефицитом их финансового обеспечения.
Проверки показали, что на некоторых субъектах Российской Федерации в состав тарифа на медицинскую помощь включены затраты на прочие текущие расходы: оплата труда консультантов, экспертов, лиц, не состоящих в штате медицинского учреждения, и лиц, привлекаемых для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, расходы на хозяйственное содержание медицинских учреждений (оплата ГСМ, электрической и тепловой энергии, коммунальные платежи, текущего ремонта зданий и сооружений и прочие текущие расходы).
Отмечаются нарушения в формировании и исполнении бюджетов территориальных фондов ОМС: планирование отдельных мероприятий по здравоохранению и прочих расходов при имеющейся необеспеченности территориальных программ ОМС финансовыми ресурсами, финансирование фондами отдельных мероприятий по здравоохранению без наличия утвержденных в установленном порядке целевых программ по здравоохранению, отвлечение средств ОМС по решениям органов исполнительной власти и правления ТФОМС сверх бюджетных назначений и на цели, не предусмотренные действующим законодательством по обязательному медицинскому страхованию, включение в доходную часть бюджетов остатков на начало и конец отчетного года.
Факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования имели место в территориальных фонах Астраханской и Ивановской областей, Краснодарского края.
В соответствии с графиком проведения проверок реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2003 №158 «О дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2003 №807 «О финансировании в 2004 году дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.07.2004 №34, проведены проверки территориальных фондов ОМС Нижегородской, Калужской, Самарской, Волгоградской областей, Костромского и Новгородского областных фондов ОМС, Красноярского краевого фонда ОМС.
При анализе исполнения требований, установленных Пенсионным фондом Российской Федерации, в том числе по условиям заключенных соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о порядке финансирования расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам, установлено следующее.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации, направленные на дополнительное медицинское страхование неработающих пенсионеров, позволили увеличить размер тарифа на медицинскую помощь по территориальным программам ОМС, а также снизить дефицит их финансового обеспечения.
В течение 2004 года КРУ ФОМС проводился анализ представленных территориальными фондами ОМС отчетных данных о деятельности контрольно-ревизионных служб территориальных фондов ОМС, осуществляемой в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 №4543-1.
Проведенный анализ показал, что за 9 месяцев 2004 года специалистами территориальных фондов ОМС, осуществляющими контрольно-ревизионную деятельность, проверено 5066 учреждений и организаций, получивших средства ОМС.
Нарушения выявлены в 2899 учреждении и организации, из них: - в 2797 медицинских учреждениях, - 85 страховых медицинских организациях и 11 прочих организациях.
За 9 месяцев 2003 года выявлено необоснованное получение и нецелевое использование средств ОМС, подлежащих восстановлению на общую сумму 704,9 млн. рублей, в т.ч. медицинскими учреждениями - 678,8 млн. рублей, страховыми медицинскими организациями - 25,5 млн. рублей и прочими организациями - 0,6 млн. рублей.
В результате контрольной деятельности территориальных фондов ОМС и принятых мер по восстановлению средств ОМС, необоснованно полученных и использованных не по целевому назначению, за 9 месяцев 2004 года восстановлено 259,9 млн. рублей, или 37,0% от общей суммы средств, подлежащих восстановлению, в том числе медицинскими учреждениями - 250,6 млн. рублей (36,9%), страховыми медицинскими организациями -8,9 млн. рублей 34,9%), прочими - 0,4 млн. рублей (66,7%).
Средства ОМС, использованные не по целевому назначению, полностью восстановлены в Белгородской и Еврейской автономных областях.
Территориальные фонды ОМС республик Башкортостан и Карелия, Челябинской и Смоленской областей не приняли действенных мер по восстановлению средств ОМС. В их адрес Федеральным фондом ОМС направлены дополнительные письма о необходимости принятия действенных мер по восстановлению средств ОМС, использованных не на цели обязательного медицинского страхования.
Участники совещания обсудили перспективы дальнейшей работы системы обязательного медицинского страхования по реализации Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, приказа Минфина России от 26.08.2004 №70н о переходе на новый план счетов по бюджетному учету, в т.ч. в государственных внебюджетных фондах, при этом было отмечено на необходимость решения следующих вопросов:
Федеральному фонду ОМС:
- Завершить работу по утверждению нормативных документов, регламентирующих деятельность фондов ОМС по обеспечению реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также форм бухгалтерской и статистической отчетности.
- Продолжить контроль за деятельностью ТФОМС в обеспечении исполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и рационального использования средств обязательного медицинского страхования учреждениями и организациями, функционирующими в системе ОМС, а также средств федерального бюджета, выделенных на реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).
- Осуществить работу по подготовке Порядка восстановления средств, использованных не по целевому назначению.
- Внести изменения в методологию ведения бухгалтерского учета в фондах обязательного медицинского страхования в связи с утверждением приказом Минфина России от 26.08.04 №70н Инструкции по бюджетному учету.
Территориальным фондам ОМС:
- Внести необходимые изменения в учредительные документы для осуществления лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
- Открыть счета в отделениях Центрального Банка России для осуществления расчетов по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан и обязательному медицинскому страхованию неработающего населения (детей).
- Взять под особый контроль целевое расходование федеральных средств, направляемых на оплату лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).
- Осуществлять ежемесячно сверку регистров льготных категорий граждан с отделениями ПФР;
- При расчете и утверждении Территориальных программ ОМС в составе Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.04 №690.
- Осуществлять контроль за поступлением страховых взносов и финансовых санкций на ОМС неработающего населения в полном объеме. В случае нарушения действующего законодательства обращаться в Арбитражный суд и Прокуратуру Российской Федерации.
- Завершить работу по возврату ссуд, выданных сотрудникам ТФОМС.
- Осуществлять своевременно расчеты по имеющейся задолженности в межтерриториальных расчетах за оказанные медицинские услуги.
- Подготовить и внести изменения в программное обеспечение по бухгалтерскому учету для учета средств по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан.